• Мы:

Современное образование в индустрии гостеприимства

16 Марта 2020
Современное образование в индустрии гостеприимства

В 1994 году был создан факультет туризма и гостиничного бизнеса на базе Инженерно-экономического университета. В 2019 году факультет отпраздновал 25 лет. Настоящее становление факультета продолжается на основе объединения трех университетов: ФИНЭК, СПбГУСЭ и ИНЖЭКОН, только сейчас мы называем его «Факультет сервиса, туризма и гостеприимства».

Степанова Светлана Александровна – доктор экономических наук, профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса факультета сервиса, туризма и гостеприимства экономического университета, рассказала о направлении, предоставляемых сегодня стажировках и других возможностях для студентов.

Рост по карьерной лестнице подразумевает наличие магистратуры

Светлана Александровна, кого вы готовите на данном направлении?

- Бакалавров и магистров по специальностям «гостиничное дело» и «менеджмент в индустрии питания».

Кто является вашими студентами?

- В основном, выпускники школ. В магистратуре контингент разный.

Важно ли сегодняшнему работодателю наличие у сотрудника высшего образования?

- Все зависит от подхода работодателя. Если сотрудник заинтересован в движении по карьере, то стандарты предусматривают наличие магистратуры.

На Ваш взгляд, существует ли запрос общества на таких специалистов?

- Спрос специалистов в области гостиничного дела достаточно большой. В прошлом году мы начали процесс организации стажировок студентов. В отличие от практик, которые мы имеем по ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), стажировка является предстадией практики, которую студенты должны пройти. Она предлагается студенту на вольных началах и проходит параллельно с образовательной программой. Если студент уже готов начать осваивать какие-то профессиональные компетенции, то ему подбирается режим для совмещения с учебой. Как правило, он становится стажером на управленческих должностях, благодаря чему приобретает не только сервисные, операционные и технологические навыки, но и определяется уже с точки зрения компетенций управленческих должностей.

Рынок нуждается в специалистах сферы гостеприимства

В каких отелях и гостиницах стажируются студенты?

- Такие стажировки на сегодняшний день проводятся с гостиницей «Амбассадор», «Мойка 22 Кемпински». Также мы ведем переговоры с отелем «Рэдиссон Соня» и «Сокос». Ребята выходят на стажировку 1-2 раза в неделю в течение осеннего или весеннего семестра. Это связано и с нехваткой в этот период кадров в гостиницах, и с нехваткой практики в образовательной программе университета. Мы ищем пути, чтобы к высокому сезону гостиницы были обеспечены дополнительным персоналом, которого, как правило, не хватает. На наш взгляд, рынок нуждается в специалистах, которых мы готовим.

Кто первыми предложил сотрудничество: университет или отели?

- Это произошло как-то взаимно. Сейчас наши студенты даже имеют возможность получать стипендию от работодателя.

Контролируете ли вы трудоустройство студентов?

- Такая задача стоит, но пока что мы не смогли посчитать сколько выпускников за последние два года пошли работать в нашу отрасль. Предварительно могу сказать, что это около 55 процентов. Остальные уходят из гостиничного бизнеса. Это не означает, что работа им не нравится, что она неинтересная, а отражает невысокий уровень зарплат. Ведь кроме карьеры ребята ищут и финансовую стабильность.

Технологи-управленцы

Имеются ли аналогичные стажировки на специальности «менеджмент в индустрии питания»?

- C 18 февраля началась стажировка в сетевом ресторане Romeo`s Bar and Kitchen. Пока что в инструкции рассмотрены только сервисные технологии – то есть должность официанта. На самом деле, в направлении гостиничное дело у нас есть профиль, который называется «организация управления в гостиничном и ресторанном бизнесе». Открывая такой профиль, мы расширяем возможности трудоустройства студентов, потому что они в результате знают не только гостиничное дело «от а до я», но также могут работать на предприятиях индустрии питания. Данное направление мы только запускаем, но по факту это трансформация прежнего направления под названием «технологии продукции и организация общественного питания», в рамках которого мы готовили технологов. Опыт показывает, что технологи больше требуются на крупных пищевых предприятиях. Поэтому, понимая, что направление не очень актуально для рынка общественного питания, а также не совсем профильное для нашего экономического университета, мы решили открыть профиль «менеджмент в индустрии питания». Менеджеры данного профиля выпускаются со знанием и технологий, и управления. Если проанализировать учебные заведения Петербурга, ни в одном ВУЗе нет такого профиля.

Вы надеетесь, что направление будет востребованным?

- Да, предприятия сферы питания распространена во всех регионах. В условиях импортозамещения и развития индустрии питания, мы считаем, что две стороны могут найти друг друга.

Экскурсии, мастер-классы, программы обмена

Как вы разрабатывали методики обучения для нового профиля?

- В системе формирования учебных планов по различным направлениям существуют определенные рамки, в которых мы работаем. Например, ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. Соответственно, учитывая существующие стандарты, а также требования работодателя,  мы составляем учебную программу. Мы используем классические методы – лекционные, а также интерактивные – мастер-классы, приглашаем многих практиков бизнеса. К нам достаточно активно приходят работодатели.  Они преследуют и цели собственной рекламы, и поиска профессионального персонала. Также мы проводим профессиональные экскурсии и мастер-классы. Например, «развитие гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге». Это автобусная экскурсия, где рассказывается как город развивается с точки зрения истории гостиничного бизнеса. Организуется поездка «модели развития гостиничного бизнеса в Эстонии». Ребята знакомятся с различными типами предприятий размещения. То есть экскурсия и культурно-познавательная, и профессиональная. Конечно, мы отправляем студентов и в другие страны. У нашего международного отдела много предложений с точки зрения академической мобильности. Ребята имеют возможность поехать учиться на семестр в ВУЗ другой страны. В Саймонском университете прикладных наук есть даже возможность получить два европейских диплома.

Является ли стажировка бесплатной для студентов?

- Все зависит от того, за счет чего существует программа обмена. Чаще всего это бесплатное обучение и оплата студентом проживания. В каких-то случаях выделяются места за счет «Эразмуса» (некоммерческая программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами). Некоторые университеты выделяют стипендии.

Каково соотношение практики и теории в европейский ВУЗах?

- В европейских университетах практика может длиться семестр, студент может работать в ресторане, а ресторан может быть и вовсе учебным.

В стенах вашего университета этого не позволяет осуществить федеральный стандарт?

- Да, есть ограничения. К сожалению, у нас получается ввести только один месяц практики в год. За счет стажировок мы улучшаем систему. Но могу сказать, что не все студенты хотят дополнительной нагрузки и соглашаются идти на стажировку. Сейчас на втором курсе мы активно предлагали студентам стажировки, и только процентов 30% записались. 19 февраля у нас стартовал интересный проект, инициатором которого выступила компания «Интерконтиненталь», предложив ребятам на базе гостиничного предприятия посещать лекции и мастер-классы. У них достаточно большой коллектив практиков. Получается, что студенты имеют возможность совмещать эту стажировку с учебой в течение двух с половиной лет. Пока что записались двое студентов.

Другие статьи
Смотреть все

Школа ресторанного менеджмента и сервиса Novikov School запускает новое направление образовательных программ для проф...

В 2021 году кулинарная школа Novikov School расширяет направление коротких тематических курсов повышения квалификации...

Светлана Преутеско – директор департамента образовательных технологий ФРиО, представила кадровую стратегию в фо...

Оборудование и посуда для ресторанов и кафе; торгово-холодильное оборудование.
Компания «КЛЕН» на протяжении 20 лет работает на российском рынке HoReCa, специализируясь на комплекс...
Производство и продажа столовой посуды для профессионального и домашнего использования
Шеф-повар, Ресторатор
Предприниматель, первый вице-президент группы компаний Crocus Group
Ресторатор, владелец и создатель объединенной компании «Рестораны Раппопорта».
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх