• Мы:

Жизнь после пандемии. Новое потребление

05 Июня 2020
Жизнь после пандемии. Новое потребление

После снятия ограничений из-за пандемии россияне не планируют возвращаться к докризисному образу жизни, показал опрос BCG и «Ромира».

Российские потребители считают, что пандемия изменит их повседневный образ жизни и привычки, показала вторая волна исследования потребительских настроений, проведенного Boston Consulting Group совместно с холдингом «Ромир» (состоялось в мае и охватило 1200 респондентов по всей России). До половины опрошенных после окончания изоляции планируют больше времени проводить с семьей, чаще готовить дома и заниматься спортом.

Готовить дома чаще, чем до пандемии, теперь будет 51% опрошенных, проводить больше времени с семьей — 49%, чаще гулять в парках и на природе — 43%, больше заниматься спортом — 37%, а 29% решили чаще ходить в гости и приглашать гостей к себе.

Россияне устали от изоляции и хотят вернуться к нормальной жизни. В апреле 65% опрошенных считали, что «худшее еще впереди», то в мае таких настроений стало меньше половины — 47%. Людей в меньшей степени беспокоит вирус, в большей — работа и финансы.

Также опрошенные заявили, что планируют ужать ряд докризисных или увеличившихся в период пандемии трат: реже заказывать готовую еду и ходить в рестораны, реже покупать продукты питания и товары длительного пользования онлайн. Более 40% опрошенных решили меньше путешествовать и посещать культурные мероприятия.

На чем можно экономить

На накоплениях россиян, как показал опрос, кризис пока не сказался: подавляющее большинство тех, кто держал деньги на счетах, заявили, что в период самоизоляции их сбережения не уменьшились. Люди стараются не брать кредиты в период самоизоляции, что также сокращает их уровень потребления.

Вернуть свои расходы на продукты питания, одежду и обувь на докризисный уровень в течение нескольких месяцев планируют около 60% опрошенных, восстановить потребление косметики за этот срок - более половины. На то, чтобы тратиться на развлечения, рестораны, покупку бытовой техники и путешествия «как до кризиса», по оценкам большинства респондентов, уйдет от года.

Большинство намерено сократить свои расходы на 95% категорий товаров и услуг. В том числе — на продовольствие: падение потребительского спроса ожидается на все его категории, кроме свежих продуктов. В 50% случаев траты сократятся из-за снижения доходов или потому, что опрашиваемые уже сделали запасы.

Двузначное падение спроса ожидается на одежду и товары длительного пользования. Экономить респонденты планируют и на других потребительских товарах, например на бытовой химии или игрушках, а также на лекарствах, кроме безрецептурных.

Опрошенные готовы увеличить траты на услуги домашнего интернета и ЖКХ, но будут сокращать расходы на аренду, строительство и покупку жилья.

Ожидается резкое снижение расходов на развлечения и отдых, причем упадет даже спрос доставку еды, прогнозируют авторы исследования. Число готовых совершать международные перелеты россиян существенно сократилось. Расходы на общественный транспорт сократятся на 38% к докризисному уровню, на спа, тематические парки и концерты — на 41%, на кинотеатры — на 44%, на отпуск и досуг — на 49%.



Спрос на доставку еды и продуктов в мае, судя по данным «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки», продолжал расти, сообщил представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси». В компании считают, что во время режима самоизоляции у сервисов доставки появилось много новых пользователей, многие из которых и после снятия карантинных мер сохранят приобретенную привычку заказывать онлайн. Средний чек в доставке продуктов уверенно растет, продолжает представитель «Яндекс.Такси«, а учитывая, что емкость продуктового ретейла в разы превышает рынок общепита, а проникновение онлайна в нем — всего около 1%, это будет одним из приоритетных направлений бизнеса компании.

Привычка к онлайн-покупкам

Потребители быстро привыкли покупать онлайн, отмечается в исследовании: во всех остальных направлениях спрос снижается. В мае 39% опрошенных планировали увеличивать траты в онлайн-магазинах (в апреле таких было 18%). Но при этом 38% рассчитывали сократить свои онлайн-покупки. 25% опрошенных ждут промоакций в онлайн-магазинах. В гипермаркетах и магазинах у дома около трети потребителей прогнозируют рост цен. По прогнозам авторов опроса, после пандемии количество покупок, совершаемых онлайн, останется на уровне на 10-15% выше докризисного.

В мае X5 Retail Group увеличила продажи через свои онлайн-площадки на 40%: онлайн-супермаркет Perekrestok.ru принес 1,7 млрд рублей выручки с учетом НДС, экспресс-доставка из «Пятерочки» и «Перекрестка» — еще 673 млн рублей. Средний чек в онлайн-супермаркете составил 4813 рублей, а при экспресс-доставке из магазинов у дома и супермаркетов — 1849 рублей.

По материалам

Другие статьи
Смотреть все

Приложения по доставке еды не идеальны, но Burger King нашёл способ, чтобы они выглядели лучшим вариантом для пользо...

Сервис экспресс-доставки Самокат проанализировал более 150 тысяч заказов кофе и энергетиков в Москве за последние два...

С апреля текущего года у Delivery Club нашли 56 клонов. Около тридцати поддельных сайтов обнаружили у «Сбермарк...

Товарищество рестораторов UnoDosTres проводит консультации и тренинги по ресторанному бизнесу.
Официальное представительство компании "ЮСИЭС" (UCS), разработчика систем R-Keeper и Shelter, в Петербу...
Оборудование Фабрика UNOX – это ключ вашего успеха. Высокие технологии в сочетании с изысканным итальянским...
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Новости и публикации компаний
Вверх