• Мы:

Брать или не брать, или Как отличить компетентного сотрудника на первом интервью

03 Октября 2014
Брать или не брать, или Как отличить компетентного сотрудника на первом интервью

В настоящее время существует достаточное количество методов выявления эффективного сотрудника. Психологи и социологи советуют обращать внимание на позу, жесты, манеру общения.
Теоретики и практики управления утверждают, что нет лучшего критерия, чем опыт и образование. Как же быть? Кому верить? Есть ли универсальные критерии? Да! Они, как выяснилось, есть!


В настоящее время существует достаточное количество методов выявления эффективного сотрудника. Психологи и социологи советуют обращать внимание на позу, жесты, манеру общения. Теоретики и практики управления утверждают, что нет лучшего критерия, чем опыт и образование. Как же быть? Кому верить? Есть ли универсальные критерии? Да! Они, как выяснилось, есть!


В нашем эксперименте приняли участие около 70 человек, претендующих на должности официантов, барменов, сотрудников службы хостеса и администраторов. Это были люди как уже работавшие в престижных ресторанах города, так и неопытные в сфере общественного питания (после успешного интервью принятые работники оказались вполне компетентными и обучаемыми).

В ходе проведения эксперимента были приняты во внимание все аспекты — от внешнего вида до внутреннего мира. Но чтобы не затягивать интервью и не устраивать своим будущим сотрудникам психоанализ, я предложил им всего четыре ключевых вопроса, а потом проанализировал ответы на них.

«Назовите пять последних книг, которые вы прочли»



Как выяснилось в ходе опыта, сотрудники, в ответе которых классические произведения перевесили произведения современные, наиболее коммуникабельны, находчивы и умеют красиво и правильно общаться.

Также те, кто называл «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, произведения Альбера Камю и Антона Чехова, оказались наиболее эффективны в должности администратора
(а именно — 12 из 15!).

Среди любителей современной литературы фанаты Стивена Кинга, направления фэнтези и русской фантастики и таких авторов, как, например, Акунин, займут достойное место в ресторане в качестве барменов и сотрудников службы хостеса (18 из 20 отобранных по этому параметру стали хорошими барменами, 11 из 15 — сотрудниками службы хостеса).

Эффективные же официанты, как выяснилось, предпочитают современные детективы и романы — таких писателей, как, например, Паоло Коэльо, Дарья Донцова, Татьяна Устинова (17 из 20).

После ответа на первый вопрос как потенциальный наниматель запомните одну из названных вашим собеседником книг. Это ещё пригодится…


«Сколько яиц можно съесть натощак?»



Вопрос может показаться смешным и нелепым, но не всё так просто. Это логический вопрос.
Как же он может нам помочь при выборе, допустим, бармена?

Лишь 10 из 20 барменов с первой попытки и достаточно быстро ответили на этот вопрос правильно. (Ответ, кстати, — одно яйцо! Остальные будут уже не натощак.)
Парадоксально, что именно эта десятка барменов является профессионалами в своей сфере и успешно работает уже не первый год.


«О чем эта книга?»



Вот тут вы и называете ту самую книгу, о которой говорил желающий поступить на работу.

Здесь стоит обратить внимание на стиль его речи. На грамотность составленных им предложений (коммуникативный навык). На жесты (чем меньше, тем лучше). На знание текста (это говорит о памяти).
И, в общем, на то, как он/она умеет описывать и выражать свои эмоции, используя лишь слова.


«Если мы вас примем, что мы приобретём?»



Вопрос вполне стандартный, но, к сожалению, всё реже используется на интервью. Обращайте внимание не только на то, как он/она говорит, но и что именно говорит. Технология, представленная мной, не нова. Это лишь собранные в ключевые вопросы методы.
Возможно, кому-то покажется, что они не имеют ни малейшего отношения к сфере гостеприимства. Но хочу уверить: лишь начитанный, глубоко мыслящий, умеющий вести беседу логично и грамотно человек способен качественно принимать гостей! Как в жизни повседневной (у себя дома), так и в сфере общественного питания.

Конечно, второй логический вопрос можно заменить на любой другой подобный, а чтобы распознать, действительно ли претендент на должность любит читать того или иного автора, хорошо бы и самому прочесть их книги — особенно это касается серьёзной литературы.
Компетентных вам
сотрудников и добрых гостей!

Если соискатель не называет и двух любых книг (независимо от должности) — будьте уверены, что он у вас не задержится более чем на пару
месяцев.
Руслану Лаптеву 20 лет, с 18-ти он работает в ресторанах и кафе.

Сейчас получает высшее образование в Ульяновском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (направление подготовки — государственное и муниципальное управление). Свою жизнь планирует посвятить ресторанному бизнесу.

Больше всего хочет поднять популярность профессий в сфере гостеприимства среди молодежи и на собственном примере показать, что официанты, администраторы и бармены могут ещё и развиваться в ресторанном деле, а не только «носить тарелки» и «мешать коктейли», как думают многие.

Свою технологию отбора персонала разработал в ходе личных наблюдений. Из интереса и для проверки метода также опрашивал персонал других ресторанов Ульяновска.
Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Молочная продукция (натуральные сливки)
консалтинг, обучение в сегменте HORECA
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Новости и публикации компаний
Вверх