• Мы:

Жизнь после пандемии. Новое потребление

05 Июня 2020
Жизнь после пандемии. Новое потребление

После снятия ограничений из-за пандемии россияне не планируют возвращаться к докризисному образу жизни, показал опрос BCG и «Ромира».

Российские потребители считают, что пандемия изменит их повседневный образ жизни и привычки, показала вторая волна исследования потребительских настроений, проведенного Boston Consulting Group совместно с холдингом «Ромир» (состоялось в мае и охватило 1200 респондентов по всей России). До половины опрошенных после окончания изоляции планируют больше времени проводить с семьей, чаще готовить дома и заниматься спортом.

Готовить дома чаще, чем до пандемии, теперь будет 51% опрошенных, проводить больше времени с семьей — 49%, чаще гулять в парках и на природе — 43%, больше заниматься спортом — 37%, а 29% решили чаще ходить в гости и приглашать гостей к себе.

Россияне устали от изоляции и хотят вернуться к нормальной жизни. В апреле 65% опрошенных считали, что «худшее еще впереди», то в мае таких настроений стало меньше половины — 47%. Людей в меньшей степени беспокоит вирус, в большей — работа и финансы.

Также опрошенные заявили, что планируют ужать ряд докризисных или увеличившихся в период пандемии трат: реже заказывать готовую еду и ходить в рестораны, реже покупать продукты питания и товары длительного пользования онлайн. Более 40% опрошенных решили меньше путешествовать и посещать культурные мероприятия.

На чем можно экономить

На накоплениях россиян, как показал опрос, кризис пока не сказался: подавляющее большинство тех, кто держал деньги на счетах, заявили, что в период самоизоляции их сбережения не уменьшились. Люди стараются не брать кредиты в период самоизоляции, что также сокращает их уровень потребления.

Вернуть свои расходы на продукты питания, одежду и обувь на докризисный уровень в течение нескольких месяцев планируют около 60% опрошенных, восстановить потребление косметики за этот срок - более половины. На то, чтобы тратиться на развлечения, рестораны, покупку бытовой техники и путешествия «как до кризиса», по оценкам большинства респондентов, уйдет от года.

Большинство намерено сократить свои расходы на 95% категорий товаров и услуг. В том числе — на продовольствие: падение потребительского спроса ожидается на все его категории, кроме свежих продуктов. В 50% случаев траты сократятся из-за снижения доходов или потому, что опрашиваемые уже сделали запасы.

Двузначное падение спроса ожидается на одежду и товары длительного пользования. Экономить респонденты планируют и на других потребительских товарах, например на бытовой химии или игрушках, а также на лекарствах, кроме безрецептурных.

Опрошенные готовы увеличить траты на услуги домашнего интернета и ЖКХ, но будут сокращать расходы на аренду, строительство и покупку жилья.

Ожидается резкое снижение расходов на развлечения и отдых, причем упадет даже спрос доставку еды, прогнозируют авторы исследования. Число готовых совершать международные перелеты россиян существенно сократилось. Расходы на общественный транспорт сократятся на 38% к докризисному уровню, на спа, тематические парки и концерты — на 41%, на кинотеатры — на 44%, на отпуск и досуг — на 49%.



Спрос на доставку еды и продуктов в мае, судя по данным «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки», продолжал расти, сообщил представитель фудтех-направления «Яндекс.Такси». В компании считают, что во время режима самоизоляции у сервисов доставки появилось много новых пользователей, многие из которых и после снятия карантинных мер сохранят приобретенную привычку заказывать онлайн. Средний чек в доставке продуктов уверенно растет, продолжает представитель «Яндекс.Такси«, а учитывая, что емкость продуктового ретейла в разы превышает рынок общепита, а проникновение онлайна в нем — всего около 1%, это будет одним из приоритетных направлений бизнеса компании.

Привычка к онлайн-покупкам

Потребители быстро привыкли покупать онлайн, отмечается в исследовании: во всех остальных направлениях спрос снижается. В мае 39% опрошенных планировали увеличивать траты в онлайн-магазинах (в апреле таких было 18%). Но при этом 38% рассчитывали сократить свои онлайн-покупки. 25% опрошенных ждут промоакций в онлайн-магазинах. В гипермаркетах и магазинах у дома около трети потребителей прогнозируют рост цен. По прогнозам авторов опроса, после пандемии количество покупок, совершаемых онлайн, останется на уровне на 10-15% выше докризисного.

В мае X5 Retail Group увеличила продажи через свои онлайн-площадки на 40%: онлайн-супермаркет Perekrestok.ru принес 1,7 млрд рублей выручки с учетом НДС, экспресс-доставка из «Пятерочки» и «Перекрестка» — еще 673 млн рублей. Средний чек в онлайн-супермаркете составил 4813 рублей, а при экспресс-доставке из магазинов у дома и супермаркетов — 1849 рублей.

По материалам

Другие статьи
Смотреть все

Рынок продуктовых наборов и готовых рационов замедлил свой рост. Если в первом полугодии 2021 года продажи выросли на...

Сервис доставки готовой еды снизил комиссию за вывод безналичных чаевых, оставляемых официантам 

По итогам 2021 года рынок доставки продуктов может вырасти до 400 млрд рублей, а к 2024 году —до 1,1 трлн рублей.

Barry Callebaut - мировой лидер по производству высококачественного шоколада и какао. В России компания...
IT, производство, строительство, торговля, ресторанный бизнес, сфера услуг, управление персоналом, бюджетная сфер...
Группа компаний "ФлэймСтоп"  является производителем  и  поставщиком оборудования и &nbs...
Основатель сети магазинов-кафе «Моремания»
Историк, преподаватель, эксперт проекта «Петербургская кухня»
Вверх